Законодательство СССР




Поиск документов на сайте

10 октября 1991 года N УП-2690

 

 

 

УКАЗ 

 

ПРЕЗИДЕНТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК 

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИТЕТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ 

СВЯЗИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ СССР 

 

1. Утвердить Положение о Комитете правительственной связи при Президенте СССР (прилагается). 

2. Поручить Комитету правительственной связи при Президенте СССР представить в декабре 1991 года проект Положения о правительственной Связи. 

3. Согласиться с предложениями Комитета государственной безопасности СССР и Комитета правительственной связи при Президенте СССР о сохранении на переходный период существующего порядка материально-технического, финансового, медицинского и социального обеспечения Комитета правительственной связи при Президенте СССР через Комитет государственной безопасности СССР. 

4. Сохранить за военнослужащими, рабочими и служащими Комитета правительственной связи при Президенте СССР действующие льготы, порядок и нормы выплат денежного довольствия, заработной платы и добавочных видов довольствия, процентной надбавки к должностным окладам за ученую степень и ученое звание, установленные для военнослужащих, рабочих и служащих Комитета государственной безопасности СССР. 

 

Президент Союза Советских 

Социалистических Республик 

М.ГОРБАЧЕВ 

Москва, Кремль 

10 октября 1991 года 

N УП-2690 

 

 

 

 

 

Утверждено 

Указом Президента СССР 

от 10 октября 1991 г. N УП-2690 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

О КОМИТЕТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СВЯЗИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ СССР 

 

I. Общие положения 

 

1. Комитет правительственной связи при Президенте СССР действует на правах союзно-республиканского комитета в целях: 

1) организации и обеспечения эксплуатации, развития и совершенствования государственной системы правительственной (засекреченной телефонной и документальной связи для органов государственной власти и управления) и оперативной (засекреченной телефонной и документальной связи для правоохранительных органов, государственных, экономических и коммерческих структур) связи; 

2) организации и обеспечения безопасности правительственной и оперативной связи для надежного, защищенного информационного обмена между органами государственной власти и управления Союза ССР и суверенных республик (государств), а также между органами управления государственных, экономических и коммерческих структур; 

3) обеспечения готовности системы правительственной и оперативной связи для работы в военное время. 

2. Комитет правительственной связи при Президенте СССР, подчиненные ему войска и органы правительственной связи суверенных республик (государств) образуют единую государственную систему правительственной и оперативной связи и информационного обеспечения. 

Организация и обеспечение эксплуатации системы правительственной и оперативной связи в суверенных республиках (государствах) осуществляется соответствующими республиканскими органами правительственной связи. 

Взаимодействие Комитета с республиканскими органами правительственной связи осуществляется на договорной основе. 

3. Комитет и подчиненные ему войска руководствуются в своей деятельности Конституцией СССР, актами Президента СССР, другими актами законодательства Союза ССР и суверенных республик (государств), настоящим Положением. 

 

II. Основные направления деятельности Комитета 

 

4. На Комитет возлагается: 

1) обеспечение в мирное и военное время Президента СССР правительственной связью в местах его постоянного или временного пребывания на территории СССР и за рубежом; 

2) обеспечение совместно с республиканскими органами правительственной связи в мирное и военное время правительственной связью органов государственной власти и управления Союза ССР и суверенных республик (государств); 

3) обеспечение совместно с республиканскими органами правительственной связи в мирное и военное время оперативной связью правоохранительных органов Союза ССР и суверенных республик (государств), а также органов управления государственных, экономических и коммерческих структур. 

 

III. Компетенция Комитета и республиканских органов 

правительственной связи 

 

5. Комитет правительственной связи при Президенте СССР: 

1) осуществляет руководство организацией, эксплуатацией, развитием и совершенствованием системы правительственной и оперативной связи, войск Комитета, обеспечивает их боевую и мобилизационную готовность; вырабатывает рекомендации по организации работы республиканских органов правительственной связи по основным направлениям деятельности; 

2) организует и обеспечивает эксплуатацию и безопасность системы правительственной, оперативной связи и информационного обеспечения в интересах органов государственной власти и управления Союза ССР, суверенных республик (государств), других органов управления государственных, экономических и коммерческих структур; 

3) обеспечивает техническими средствами связи, звукоусиления, перевода речи, технологического телевидения, радиовещания, часификации и процедуры голосования мероприятия на государственных объектах, а также эксплуатацию и поддержание в постоянной боевой готовности технических средств оповещения органов государственной власти и управления Союза ССР; 

4) формирует и проводит совместно с республиканскими органами правительственной связи единую техническую политику в области создания, развития и совершенствования систем правительственной и оперативной связи; 

5) разрабатывает концепции, определяет основные организационные и научно-технические принципы построения и функционирования системы правительственной, оперативной связи и информационного обеспечения, а также обеспечения безопасности правительственной, оперативной и ведомственной (шифрованной, засекреченной и кодированной связи министерств и ведомств Союза ССР и суверенных республик (государств), подчиненных им организаций) связи; оказывает методическую помощь республиканским органам правительственной связи по вопросам создания и обеспечения безопасности правительственной, оперативной и ведомственной шифрованной связи; проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по направлениям деятельности Комитета; 

6) разрабатывает основные требования по обеспечению безопасности, предъявляемые к шифртехнике и ручным шифрам, а также к системам связи, использующим шифртехнику; проводит экспертизы криптографических качеств шифртехники, разрабатываемой в промышленности; определяет общий порядок разработки, производства и эксплуатации шифртехники, а также систем связи, использующих шифртехнику; 

7) осуществляет лицензирование на проведение работ по созданию шифровальных устройств и комплексов для внутрисоюзных и международных линий связи, а также по защите технических средств передачи, обработки и хранения секретной информации; 

8) проводит сертификацию создаваемых промышленностью шифровальных устройств и комплексов для внутрисоюзных и международных линий связи, а также технических средств передачи, обработки и хранения секретной информации в заграничных представительствах Союза ССР и суверенных республик (государств), особо важных помещений государственных учреждений и импортных технических средств; 

9) проводит научно-исследовательские работы с целью обеспечения высокой криптографической надежности создаваемой и эксплуатируемой на внутрисоюзных и представительских республиканских линиях связи шифровальной техники и комплексов с учетом последних достижений научно-технического прогресса; 

10) проводит научно-исследовательские, опытно-конструкторские, строительные и производственные работы в сфере своей деятельности; обеспечивает контроль за качеством разработки и изготовления военной и специальной техники по заказам Комитета и осуществляет ее приемку от предприятий в соответствии с действующими положениями и договорами на поставку; 

11) осуществляет внешнеэкономическую деятельность, в том числе по организации правительственной международной связи, реализации специальных технических средств, оказанию платных услуг; 

12) осуществляет экономическую деятельность, в том числе коммерческую, с участием военнослужащих, рабочих и служащих по предоставлению платных услуг связи и информационного обеспечения, реализации специальных технических средств, созданию (передаче) научно-технической продукции, в том числе с оплатой в иностранной валюте; предоставляет предприятиям, учреждениям и организациям на условиях аренды оборудование, технические средства и исследовательские комплексы; использует имеющуюся материально-техническую базу для оказания социально-бытовых услуг военнослужащим, рабочим и служащим Комитета, его войск и членам их семей; 

13) обеспечивает подготовку и переподготовку специалистов и аттестацию научных кадров по всем направлениям деятельности Комитета; осуществляет организационно-методическое обеспечение кадровой деятельности в республиканских органах правительственной связи; 

14) издает в пределах своей компетенции акты, не противоречащие законодательству суверенных республик (государств), обязательные для исполнения всеми органами правительственной связи по основным направлениям деятельности и контролирует их выполнение; 

15) разрабатывает мероприятия по обеспечению готовности республиканских органов правительственной связи к функционированию в военное время; 

16) обеспечивает сохранение государственной, военной и ведомственной тайны; разрабатывает и осуществляет систему организационно-оперативных мер по защите деятельности Комитета; устанавливает и поддерживает взаимодействие с правоохранительными органами Союза ССР и суверенных республик (государств); 

17) ведет капитальное строительство, капитальный и текущий ремонт объектов Комитета собственными силами и подрядным способом с составлением титульного списка и утверждением смет; обеспечивает эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану зданий, сооружений и оборудования, находящихся на балансе Комитета; 

18) заключает в соответствии с выделенными ассигнованиями договоры с предприятиями и организациями на разработку и поставку вооружения, специальной техники, специальных средств, средств связи, продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, необходимых для обеспечения деятельности Комитета, его войск и республиканских органов правительственной связи; ведет складское хозяйство, арендует необходимые помещения; 

19) ведет жилищное строительство собственными силами и с привлечением подрядных организаций; осуществляет учет работников Комитета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределяет среди них жилую площадь в установленном порядке; 

20) осуществляет лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия по обслуживанию военнослужащих срочной службы войск Комитета; обеспечивает неотложной медицинской помощью сотрудников их семей и пенсионеров, а также их амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение; 

21) организует и проводит пожарно-профилактическую работу на объектах Комитета; 

22) осуществляет редакционно-издательскую деятельность и защиту авторских прав; 

23) осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации через Пресс-центр Комитета; 

24) устанавливает контакты и взаимодействие с соответствующими службами иностранных государств в интересах обеспечения правительственной международной связи и информационного обеспечения; оформляет документы сотрудникам Комитета для выезда за границу по служебным делам. 

6. Комитет и республиканские органы правительственной связи по вопросам совместного ведения: 

1) осуществляют эксплуатацию и обеспечивают безопасность правительственной и оперативной связи; обеспечивают правительственной связью президентов суверенных республик (государств) и руководителей государственной власти и управления Союза ССР и суверенных республик (государств) из мест их постоянного нахождения или временного пребывания с любыми пунктами на территориях суверенных республик (государств); 

2) разрабатывают и осуществляют планы развития и совершенствования материально-технической базы систем правительственной и оперативной связи; 

3) учреждают государственные компании (ассоциации, концерны и другие коммерческие структуры) по эксплуатации сетей засекреченной связи в порядке, предусмотренном законодательством СССР и суверенных республик (государств); 

4) осуществляют собственную безопасность и совместно с правоохранительными органами Союза ССР и суверенных республик (государств) систему организационно-оперативных мер по безопасности правительственной и оперативной связи и информационного обеспечения; 

5) вырабатывают единые подходы в решении вопросов подбора, расстановки, воспитания кадров, их правовой и социальной защищенности; осуществляют в необходимых случаях ротацию кадров; 

6) устанавливают контакты и взаимодействие с соответствующими службами иностранных государств в интересах обеспечения правительственной международной связи. 

 

IV. Организация деятельности Комитета правительственной 

связи при Президенте СССР и подчиненных ему войск 

 

7. В состав Комитета входят: Главное управление правительственной связи, Главное управление безопасности связи, Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи, Информационно-аналитическое управление, Управление правительственной связи РСФСР (вводится по согласованию с Президентом РСФСР), Управление по работе с личным составом, Хозяйственное управление, Военно-строительное управление, Финансово-плановое управление, Коммерческая служба, Организационно-мобилизационный отдел, Юридический отдел, Секретариат, Служба безопасности, Научно-технический совет, Пресс-центр, архивы, Академия криптографии, Орловское высшее военное командное училище связи, Научно-технический центр (в составе Главного управления безопасности связи). 

8. Председатель Комитета и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом СССР. Заместитель председателя Комитета - начальник Управления правительственной связи РСФСР назначается на должность и освобождается от должности по согласованию с Администрацией Президента РСФСР. 

9. Председатель Комитета правительственной связи несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет обязанностей. 

Председатель Комитета имеет право: 

вносить предложения по правовому регулированию вопросов правительственной и оперативной связи и информационного обеспечения, прохождения службы военнослужащими Комитета и частей войск, издавать нормативные акты, регулирующие деятельность подразделений Комитета и частей войск; 

назначать на должности военнослужащих, рабочих и служащих; 

принимать в добровольном порядке граждан СССР на действительную военную службу, присваивать им воинские звания до полковника включительно и увольнять их с действительной военной службы в соответствии с Положением о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР; 

присваивать первое офицерское звание военнослужащим в мирное время; 

распоряжаться финансами Комитета; 

разрабатывать и утверждать структуру и штаты самостоятельных подразделений Комитета и подчиненных войск, вносить в них необходимые изменения в пределах установленной численности и фонда денежного довольствия и заработной платы; 

содержать внелимитную численность, в том числе военнослужащих, за счет средств, получаемых от внебюджетной деятельности Комитета; 

пользоваться в отношении подчиненных ему военнослужащих властью в полном объеме Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР; 

представлять Комитет в международных комиссиях по сотрудничеству в области электрической связи и информации. 

Председатель Комитета пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством СССР. 

10. Для обеспечения взаимодействия Комитета с республиканскими органами правительственной связи создается координационный совет. В состав совета входят по должности заместители председателя Комитета и руководители органов правительственной связи суверенных республик (государств). 

11. Комитету подчинены войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части. 

 

V. Основы организации республиканских органов 

правительственной связи 

 

12. Республиканские органы правительственной связи создаются высшими органами власти и управления соответствующих республик (государств) в целях осуществления руководства и непосредственной организации эксплуатации, обеспечения безопасности, а также развития и совершенствования правительственной и оперативной связи на территории соответствующих республик (государств). В пределах своей компетенции они несут ответственность за оперативность, устойчивость и безопасность правительственной и оперативной связи. 

13. Республиканские органы правительственной связи направляют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений правительственной связи соответствующих республик (государств). 

14. Республиканские органы правительственной связи возглавляют должностные лица, назначаемые на должности и освобождаемые от должностей высшими органами власти и управления соответствующих республик (государств) по согласованию с Комитетом. 

 

VI. Правовой статус военнослужащих, рабочих и служащих 

Комитета, его войск и республиканских органов 

правительственной связи 

 

15. В штате Комитета и республиканских органов правительственной связи состоят военнослужащие, рабочие и служащие. Для решения вопросов обеспечения деятельности Комитета и республиканских органов правительственной связи в министерствах, других органах управления, на государственных предприятиях к ним, с их согласия, могут быть прикомандированы в порядке, определяемом председателем Комитета, военнослужащие Комитета с оставлением их на действительной военной службе. 

16. Численность военнослужащих Комитета и его войск определяется Президентом СССР. Численность республиканских органов правительственной связи определяется органами власти и управления суверенных республик (государств). 

17. На действительную военную службу в войска Комитета призываются в соответствии с действующим законодательством граждане СССР, способные по своим личным моральным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные обязанности, хранить государственную и военную тайну. 

Военнослужащие Комитета, его войск и республиканских органов правительственной связи проходят военную службу в соответствии с Положением о прохождении воинской службы соответствующими категориями военнослужащих Вооруженных Сил СССР, воинскими уставами и другими актами законодательства Союза ССР. Они пользуются правами и льготами, предусмотренными для военнослужащих Вооруженных Сил СССР, если иное не предусмотрено законодательством. 

Председателю Комитета, его заместителям и руководителям подразделений Комитета устанавливаются предельные воинские звания (прилагается). 

Предельные воинские звания должностным лицам республиканских органов правительственной связи устанавливаются решениями органов власти и управления суверенных республик (государств). 

При исполнения служебных обязанностей военнослужащие находятся под защитой государства. 

Военнослужащим Комитета, его войск и республиканских органов правительственной связи разрешается хранение и ношение штатного огнестрельного оружия. 

18. Военнослужащие Комитета, его войск и республиканских органов правительственной связи, уволенные в запас с действительной военной службы, зачисляются в соответствии с законодательством СССР в запас Комитета государственной безопасности СССР или в запас Вооруженных Сил СССР. 

Перечень должностей и категорий военнослужащих, пользующихся правом на льготное исчисление выслуги лет и периодов прежней службы, подлежащей зачету в льготном порядке, на надбавки и доплаты к должностным окладам, утверждается председателем Комитета. 

19. Трудовая деятельность рабочих и служащих Комитета, его войск и органов правительственной связи регулируется действующим законодательством. 

Председателем Комитета и его заместителями в исключительных случаях в соответствии с действующим законодательством военнослужащим Комитета может быть разрешена работа по совместительству. 

20. Государство гарантирует социальную защиту военнослужащих, рабочих и служащих Комитета, в том числе и пенсионное обеспечение. Военнослужащие Комитета подлежат государственному обязательному личному страхованию за счет средств союзного бюджета. 

21. Военнослужащие, рабочие и служащие Комитета, его войск и органов правительственной связи в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и общественных движений, преследующих политические цели. 

 

VII. Финансирование и материально-техническое обеспечение 

Комитета, его войск и республиканских органов 

правительственной связи 

 

22. Здания и сооружения, материально-технические средства и иное имущество правительственной и оперативной связи, находящиеся на территориях суверенных республик (государств), принадлежат этим суверенным республикам (государствам). Оперативное управление техническими средствами системы связи Президента СССР на территориях суверенных республик (государств) осуществляет Комитет правительственной связи при Президенте СССР. 

Вооружение, военная и специальная техника, здания и сооружения, материально-технические средства и иное имущество Управления правительственной связи, 8-го Главного управления и 16-го Управления Комитета государственной безопасности СССР и приданных им войск, переданное в Комитет правительственной связи при Президенте СССР, являются собственностью этого Комитета, который управляет ею в пределах своей компетенции. 

23. Финансирование Комитета, его войск и республиканских органов правительственной связи осуществляется за счет средств союзного и республиканских бюджетов, а также средств, полученных от взимания платы за услуги связи и внебюджетной деятельности. 

Комитет и республиканские органы правительственной связи являются фондодержателями и титулодержателями с целью обеспечения своей хозяйственной деятельности. 

24. Материально-техническое обеспечение Комитета, его войск и республиканских органов правительственной связи осуществляется за счет централизованных ресурсов через союзные и республиканские снабженческие организации, Министерство обороны СССР, Комитет государственной безопасности СССР, Министерство внутренних дел СССР, а также по прямым договорам с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными. 

25. Тыловое и финансовое обеспечение войск Комитета производится через довольствующие органы Министерства обороны СССР. Расчеты за обеспечение войск всеми видами довольствия осуществляются централизованно по отдельным решениям коллегии Комитета. 

26. Споры, связанные с защитой права собственности Комитета и его войск, а также хозяйственные споры разрешаются Высшим арбитражным судом СССР. 

 

VIII. Заключительные положения 

 

27. Контроль за деятельностью Комитета осуществляет Президент СССР. Республиканские органы правительственной связи подотчетны высшим органам государственной власти и управления соответствующих республик (государств), а также Комитету в пределах его компетенции. Порядок отчетности и характер предоставляемой Комитетом информации определяются Президентом СССР. 

28. Надзор за точным и единообразным исполнением законов в деятельности Комитета, его войск и республиканских органов правительственной связи осуществляется органами прокуратуры. 

29. Перечень сведений о деятельности Комитета, составляющих государственную, служебную и коммерческую тайну, определяется в соответствии с законодательством. 

30. Комитет правительственной связи при Президенте СССР является юридическим лицом, имеет условные и действительные наименования, соответствующие печати и штампы, счета в банках, в том числе валютные. Сотрудникам Комитета выдаются специальные удостоверения личности. 

 

 

 

 

 

Приложение 

к пункту 17 Положения 

о Комитете правительственной 

связи при Президенте СССР 

 

ПЕРЕЧЕНЬ 

ПРЕДЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ЗВАНИЙ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА 

КОМИТЕТА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СВЯЗИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ 

СССР И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРАВ 

 

TT 

¦ Должность ¦Предельное воинское¦ Предоставляемые ¦ 

¦ ¦ звание ¦ дисциплинарные ¦ 

¦ ¦ ¦ права ¦ 

++++ 

¦Председатель Комитета ¦генерал армии ¦в полном объеме ¦ 

¦ ¦ ¦Дисциплинарного устава ¦ 

¦ ¦ ¦Вооруженных Сил СССР ¦ 

¦Первый заместитель ¦генерал-полковник ¦первого заместителя ¦ 

¦председателя Комитета - ¦ ¦Министра обороны СССР ¦ 

¦начальник Главного ¦ ¦ ¦ 

¦управления безопасности ¦ ¦ ¦ 

¦связи ¦ ¦ ¦ 

¦Первый заместитель ¦генерал-полковник ¦первого заместителя ¦ 

¦председателя Комитета - ¦ ¦Министра обороны СССР ¦ 

¦начальник Информационно- ¦ ¦ ¦ 

¦аналитического управления ¦ ¦ ¦ 

¦Заместитель председателя ¦генерал-полковник ¦заместителя Министра ¦ 

¦Комитета - начальник ¦ ¦обороны СССР ¦ 

¦Главного управления Комитета¦ ¦ ¦ 

¦Заместитель председателя ¦генерал-лейтенант ¦заместителя Министра ¦ 

¦Комитета ¦ ¦обороны СССР ¦ 

¦Заместитель председателя ¦генерал-лейтенант ¦заместителя Министра ¦ 

¦Комитета - начальник ¦ ¦обороны СССР ¦ 

¦Управления правительственной¦ ¦ ¦ 

¦связи РСФСР ¦ ¦ ¦ 

¦Заместитель председателя ¦генерал-лейтенант ¦заместителя Министра ¦ 

¦Комитета - начальник ¦ ¦обороны СССР ¦ 

¦Управления по работе с ¦ ¦ ¦ 

¦личным составом ¦ ¦ ¦ 

¦Первый заместитель ¦генерал-лейтенант ¦командующего войсками ¦ 

¦начальника Главного ¦ ¦военного округа ¦ 

¦управления Комитета ¦ ¦ ¦ 

¦Заместитель начальника ¦генерал-лейтенант ¦командующего армией ¦ 

¦Главного управления Комитета¦ ¦ ¦ 

¦Начальник Секретариата ¦генерал-лейтенант ¦командующего армией ¦ 

¦Комитета ¦ ¦ ¦ 

¦Начальник самостоятельного ¦генерал-лейтенант ¦командующего армией ¦ 

¦Управления Комитета ¦ ¦ ¦ 

¦Начальник Управления войск ¦генерал-лейтенант ¦командующего армией ¦ 

¦правительственной связи ¦ ¦ ¦ 

¦Начальник Управления в ¦генерал-майор ¦командующего армией ¦ 

¦составе Главного управления ¦ ¦ ¦ 

¦Комитета (начальник службы) ¦ ¦ ¦ 

¦Первый заместитель ¦генерал-майор ¦командующего корпусом ¦ 

¦начальника самостоятельного ¦ ¦ ¦ 

¦Управления Комитета ¦ ¦ ¦ 

¦Первый заместитель ¦генерал-майор ¦командира дивизии ¦ 

¦начальника Управления в ¦ ¦ ¦ 

¦составе Главного управления ¦ ¦ ¦ 

¦Комитета ¦ ¦ ¦ 

¦Первый заместитель ¦генерал-майор ¦командующего корпусом ¦ 

¦начальника Управления войск ¦ ¦ ¦ 

¦правительственной связи ¦ ¦ ¦ 

L++ 

 

 

 

Форум
Открылся форум WorkLib.ru