Законодательство СССР




Поиск документов на сайте

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ 

 

ПРИКАЗ 

от 15 июля 1991 г. N 340 

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 

О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ 

 

В целях выявления, учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные учебно-воспитательные учреждения, во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии" приказываю: 

1. Утвердить согласованные с Министерством труда и социальных вопросов СССР Примерное положение о психолого-медико-педагогической консультации и квалификационные характеристики заведующего и консультанта психолого-медико-педагогической консультации (Приложение). 

2. Контроль за реализацией данного Положения возложить на Управление интернатных и вспомогательных учебно-воспитательных учреждений, охраны прав детей (т. Малофеев Н.Н.). 

 

Первый заместитель Председателя 

В.Д.ШАДРИКОВ 

 

 

 

 

 

Приложение 

к Приказу Гособразования СССР 

от 15 июля 1991 г. N 340 

 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 

О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ 

 

1. Общие положения 

 

Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) создается для выявления, учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения соответствующего типа, консультирования родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с недостатками в развитии. Консультация является межведомственной, постоянно действующей. 

Порядок и условия создания ПМПК определяются Советами Министров республик из расчета одна консультация на 120 тыс. детей в возрасте до 18 лет. 

Психолого-медико-педагогическая консультация является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба республики или Союза ССР в зависимости от подчиненности, а также вывеску установленного образца. 

 

2. Основные задачи 

 

Основными задачами ПМПК являются: 

1. Проведение психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, трудоустройства. 

2. Осуществление учета и дифференцированного отбора детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении для направления их в специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения. 

3. Подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза для определения соответствующего типа учебно-воспитательного и лечебного учреждения и целесообразности пребывания в нем ребенка. 

4. Консультативная помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам, врачам, работникам инспекций по делам несовершеннолетних по вопросам воспитания, обучения и лечения детей с легкими отклонениями в развитии, нарушением поведения, в том числе не подлежащих направлению в специальные учебно-воспитательные учреждения. 

5. Проведение разъяснительной работы среди населения, работников учреждений народного образования, здравоохранения, социального обеспечения о необходимости более полного выявления детей и подростков с отклонениями в развитии с целью оказания им квалифицированной психолого-медико-педагогической помощи. 

6. Создание банка данных о количестве детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и внесение в соответствующие органы предложений о рациональном развитии сети специальных учебно-воспитательных и лечебных учреждений в системе народного образования, социального обеспечения, здравоохранения. 

7. Направление детей и подростков в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для углубленного и динамического их изучения. 

В своей работе консультанты ПМПК руководствуются принципами гуманного отношения к ребенку, всестороннего комплексного обследования его с учетом индивидуальных особенностей развития. 

 

3. Состав и организация работы ПМПК 

 

В состав ПМПК входят консультанты-специалисты: консультанты-психологи, консультанты-дефектологи (по логопедии, олигофренопедагогике и др.), консультанты-врачи (по психиатрии, невропатологии, отоларингологии и др.). 

Для консультации могут привлекаться консультанты-специалисты на условиях почасовой оплаты труда. 

Структура и штаты ПМПК определяются учредителями в зависимости от местных условий. 

ПМПК осуществляет работу непосредственно в помещении консультации и в учебно-воспитательных учреждениях, расположенных в зоне ее действия. 

ПМПК проводит свою работу в сотрудничестве с органами народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, инспекциями по делам несовершеннолетних, а также с общественными организациями данного региона (фондами, ассоциациями и др.). 

Направление детей и подростков на консультацию осуществляется по инициативе учреждений народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также родителей (лиц, их заменяющих) при предъявлении следующих документов <*>: 

-------------------------------- 

<*> Обследование детей и подростков, направленных на консультацию по инициативе родителей, допускается и без документов. 

 

1) свидетельство о рождении ребенка; 

2) подробная выписка из истории развития (болезни) ребенка; 

3) подробная характеристика детей, воспитывающихся в детских учреждениях; 

4) тетради с работами по родному языку, математике, рисунки детей, обучающихся в школе. 

Обследование детей и подростков осуществляется только в присутствии родителей (лиц, их заменяющих). 

На основании данных обследования ребенка консультантами ПМПК дается заключение о характере отклонений в его развитии и принимается коллегиальное решение о форме организации коррекционного обучения, воспитания и лечения ребенка с учетом его психофизических возможностей и индивидуальных особенностей, при необходимости даются рекомендации по реабилитации, социальной адаптации, трудоустройству. 

В тех случаях, когда окончательный диагноз может быть установлен лишь в процессе учебно-воспитательной работы, ПМПК дает рекомендации об обучении ребенка в специальном учебно-воспитательном учреждении с диагностическим сроком (1 год), осуществляет наблюдение за динамикой его развития. 

Списки обследованных детей и подростков с развернутым заключением ПМПК и рекомендациями направляются в соответствующие органы народного образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. для решения вопроса об оказании этим детям специализированной педагогической, медицинской, социальной помощи. 

Родителям (лицам, их заменяющим) выдается выписка из протокола ПМПК с соответствующими рекомендациями. 

Заключение ПМПК носит рекомендательный характер и может быть основанием для направления детей и подростков в специальное учебно-воспитательное и лечебное учреждение при согласии родителей (лиц, их заменяющих). 

В ПМПК ведется следующая документация: журнал учета детей и подростков, прошедших обследование в ПМПК; выписка из заключения ПМПК, заключение ПМПК (Приложения к Положению 1 - 3). 

Психолого-медико-педагогическая консультация должна быть обеспечена необходимым набором помещений, оборудованием и компьютерной техникой. 

 

 

 

 

 

Приложение 1 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ 

 

Дата обследования _______________ Регистрационный N ______________ 

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 

 

1. Ф.И.О. ________________________________________________________ 

2. Дата рождения, возраст на момент обследования _________________ 

3. Кем направлен на обследование _________________________________ 

__________________________________________________________________ 

4. Цель обращения, жалобы ________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

5. Краткие сведения о семье ребенка и условиях воспитания ________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

6. Какая помощь была оказана ребенку ранее _______________________ 

__________________________________________________________________ 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ 

 

1. Краткие анамнестические данные ________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

2. Время и причины основного нарушения ___________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

3. Соматическое состояние ________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

4. Неврологическое состояние, особенности моторики _______________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

5. Психическое состояние _________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

6. Заключение медико-генетической консультации (при необходимости) 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

7. Заключение отоларинголога и сурдопедагога _____________________ 

__________________________________________________________________ 

8. Заключение офтальмолога и тифлопедагога _______________________ 

__________________________________________________________________ 

9. Данные дополнительных обследований ____________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ 

 

1. Восприятие (зрительное, слуховое, тактильное) _________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

2. Память ________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

3. Мышление ______________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

4. Речь __________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

5. Деятельность, внимание, работоспособность _____________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

6. Эмоционально-волевая сфера, поведение, личность _______________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

7. Сведения об индивидуальных особенностях _______________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ 

 

1. Родной язык в семье ребенка ___________________________________ 

2. Данные логопедического обследования ___________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

3. Знания и представления об окружающем мире. Ориентированность в 

пространстве и времени ___________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

4. Знания и навыки по программному материалу дошкольного 

учреждения или школы 

а) по родному языку __________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

б) по математике _____________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

в) по другим предметам _______________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

5. Обучаемость, способы выполнения заданий _______________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

6. Отношение к учению ____________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

7. Социальная и бытовая адаптация ________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

 

Общее заключение ПМПК 

 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

Особое мнение ____________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

Рекомендации педагогам ___________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

Рекомендации родителям или лицам, их заменяющим __________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

 

Заведующий ПМПК 

(Ф.И.О., подпись) ________________________________________________ 

Члены ПМПК _______________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

Секретарь ________________________________________________________ 

 

 

 

 

 

Приложение 2 

 

ЖУРНАЛ 

учета детей, прошедших обследование 

на психолого-медико-педагогической консультации 

 

N
п/п 

Дата 

Ф.И.О.
ребенка 

Год и
месяц
рож-
дения 

В каких
учрежде-
ниях вос-
питывался
и обучал-
ся (д/с,
школа,
ПТУ,
семья)  

Домашний
адрес,
телефон  

Кем на-
правлен
на ПМПК 

С ка-
ким
диаг-
нозом
пос-
тупил 

Диаг-
ноз,
пос-
тав-
лен-
ный
ПМПК  

Реко-
мен-
дации
ПМПК  

При-
ме-
ча-
ние  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписи всех членов ПМПК 

 

 

 

 

 

Приложение 3 

 

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА 

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ 

 

Адрес: ___________________________ Телефон: _______________ 

 

Дана _____________________________________________________________ 

в том, что был консультирован ___ числа ___________ месяца 199_ г. 

Заключение: __________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

Рекомендовано: _______________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

 

М.П. Заведующий ПМПК ________________ 

 

 

 

 

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 

ЗАВЕДУЮЩЕГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ 

 

Должностные обязанности. В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) планирует и организует ее работу, осуществляет подбор и расстановку кадров, организует повышение квалификации работников. Анализирует и обобщает результаты работы ПМПК, отвечает за правильность установленного диагноза и рекомендаций о специализированных формах лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии. Организует участие консультации в разработке и реализации планов психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков, во внедрении разработанных в централизованном порядке типовых проектов и методик по выявлению детей и подростков, нуждающихся в специализированной педагогической и медицинской помощи. Организует оснащение консультации необходимым оборудованием и материалами. Совместно с учреждениями народного образования и здравоохранения организует профилактическую работу по вопросам предупреждения аномального развития детей, выполнению рекомендаций ПМПК о методах лечения, обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в развитии. Участвует в осуществлении мер по педагогической, социальной и трудовой адаптации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, их правовой защите. Организует повышение квалификации работников народного образования по проблемам психолого-медико-педагогических особенностей лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии. 

Должен знать: Конвенцию Генеральной Ассамблеи ООН о правах ребенка; законодательство о народном образовании, здравоохранении, социальном обеспечении Союза ССР и республик; постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по вопросам обучения, воспитания и лечения детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; специальные коррекционные средства лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; методы психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков; новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и практики; основы научной организации труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты. 

Квалификационные требования. Высшее образование (педагогическое с переподготовкой по специальности "Дефектология", или дефектологическое, или медицинское, или психологическое) и стаж консультационной работы не менее 5 лет. 

 

 

 

 

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 

КОНСУЛЬТАНТА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ 

 

Должностные обязанности. Проводит совместно с другими специалистами психолого-медико-педагогической консультации обследование детей и подростков по своей специальности с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза, отбора детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и подготовки рекомендаций о специализированных формах их лечения, обучения и воспитания. Анализирует ход лечения, обучения и воспитания детей и подростков в учреждениях народного образования, их состояние в процессе лечения, обучения и воспитания. Оказывает соответствующую консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогическим и медицинским работникам. Содействует правильной ориентации работников народного образования в проблемах психолого-медико-педагогических особенностей лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии. Оказывает по необходимости специализированную помощь детям и подросткам, имеющим отклонения в развитии. Участвует в осуществлении мер по педагогической, социальной и трудовой адаптации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, после завершения их лечения, обучения и воспитания в учреждениях народного образования. 

Должен знать: Конвенцию Генеральной Ассамблеи ООН о правах ребенка; законодательство о народном образовании, здравоохранении, социальном обеспечении Союза ССР и республик; постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по вопросам обучения, воспитания и лечения детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; специальные коррекционные средства лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; методы психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков; новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и практики по вопросам своей специальности; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты. 

Квалификационные требования. Высшее образование (педагогическое с переподготовкой по специальности "Дефектология", или дефектологическое, или медицинское, или психологическое) и стаж работы по специальности не менее 10 лет. 

 

 

 

Форум
Открылся форум WorkLib.ru